воскресенье, 1 июня 2014 г.

В ходе первого занятия в студии мы хотели бы рассказать немного не о том, как мы рисуем, а о том, как мы видим и воспринимаем увиденное.
Наверняка, многие слышали о книгах Бетти Эдвардс - очень рекомендую найти и прочитать их всем, кто почему-то не верит в себя.

Способность рисовать зачастую воспринимают как врождённый талант, и это отчасти правда. А вот о чём часто забывают - что этот талант есть у всех, как талант говорить или читать. Просто для того, чтобы им овладеть, требуется некоторое время.

До того, как начать писать и читать, человек уже должен владеть языком - сами по себе эти умения бессмысленны. Так же и с рисунком - перед тем, как начать рисовать, нам нужно научиться
- во-первых, осмысливать то, что мы собираемся сделать (мы же знаем что именно хотим написать до того, как ручка коснётся бумаги)
- во-вторых, выучить художественный "алфавит" - наработать технический навык. Художник Анатолий Кузнецов говорил - "Надо уметь и хотеть себя выразить. Иметь свой "словарный запас" - знаешь ли ты 2 слова или 1000, и в зависимости от этого сможешь выразить себя хоть фактурой"

В дальнейшем ваши умения будут только расти - вы будете учить новые приёмы, придумывать свои, и сможете выражать свои мысли художественным языком так же ясно, как и речью.

Смотреть и видеть, или Осознание. Первое упражнение. 

рис. 1 Как мы смотрим на предмет.





Деятельность нашего мозга построена таким образом, чтобы быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию об окружающем мире, поступающую от органов чувств. Так сложилось в ходе эволюции, и, раз мы ещё живы - стратегия оправдала себя. Но теперь, когда у человека есть время и желание заняться творчеством (или даже просто лучше понять себя через это) приходится разрабатывать несколько иной тип мышления. Что это значит?

Каждую секунду вокруг нас происходит масса вещей - мелькают цветовые пятна, отовсюду раздаются звуки, запахи, мы ощущаем прикосновения одежды, людей, ветра.... Это громадный поток информации, и наш мозг блестяще справляется с ним, безошибочно выделяя главное и второстепенное. Главное - это то, что может заставить нас убежать, спасаясь, или кинуться в погоню за добычей - громкие, резкие звуки, необычные формы, яркие краски, аппетитные запахи... Второстепенное - обычный жизненный фон. Все знакомые нам предметы мозг давно определил и сложил в некий "каталог" - и теперь ему не требуется время на обработку лишней информации.

Происходит это примерно так: все объекты схожего размера и формы - например, небольшие квадратные, на четырёх ножках - мозг объединяет в класс "табуретка", и дальше не вдаётся в детали. Попробуйте вспомнить стул, на котором вы сидите дома, или люстру в комнате. Попробуйте их нарисовать, как умеете. Какого цвета плафоны, как они крепятся к основанию, какие украшения есть на лампе? Ещё один хороший пример - нарисуйте велосипед, схематично. Вы же точно его видели, не раз, и наверняка знаете куда крепятся педали, где проходит цепь, какая форма рамы и сидения, и как установлен руль.

У многих людей подобные задания вызывают затруднения. Мало кто помнит детали достаточно достоверно, лишь общие очертания, необходимые мозгу для определения "класса" предмета. Дело в том, что, как писал Станиславский - Смотреть – занятие пассивное. Видеть – активное жизненное Действие. Видеть – это значит соединить зрение и мысль в одном фокусе, на одном предмете. Я не случайно привожу слова не художника, но творческого человека. Дело в том, что режим "видения" необходим каждому человеку творческой профессии. И не только - это один из способов терапии в психологии, позволяющий понять и раскрыть себя.

Нарисовать что-то могут все, даже при скромных технических навыках. Представьте, что вы обводите контуры предметов на стекле перед вами, или линии проекции на холсте. Основная трудность - в верном восприятии - глазомере, как его упрощённо называют - потому что понятие намного шире этого определения. Люди не умеют рисовать не потому что не могут, или нет таланта - а просто потому что не знают что они хотят нарисовать. Да, даже когда смотрят прямо на предмет. Об этом будет чуть позже.

Научившись видеть предметы "правильно" вы со временем научитесь изображать их стилизованно, вырабатывая авторский стиль, уникальность - выделяя важные вам черты в окружающем мире. И тогда наступит то волшебство, когда мастер при помощи одной линии передаёт эмоцию и настроение.


Итак, главное - и самое приятное, надо сказать - это состояние "осознания" воспринимаемого и отдаваемого в мир в виде творчества. Начнём мы в следующем посте с нескольких простых упражнений, которые помогут вам лучше понять предмет разговора.



Комментариев нет:

Отправить комментарий